Для того, чтобы все цветовые оттенки вашего
облика гармонично сочетались, подчеркивая природную красоту, нужно уделить
особое внимание подбору точного нюанса расцветок. Теплое или холодное
направление цвета задает тон всем краскам вашего тела. Цвета, подобранные нами,
влияют на то, как мы выглядим.
Воздействии цвета на физиологию человека подтверждено экспериментальным путем и
зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей
нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным
физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления,
вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их
насыщенности.
Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и
пульса и активизирует работу мускульной системы.
Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.
Красный, желтый , оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е.
импульса, обращенного наружу. Синий, фиолетовый, зеленый напротив для
пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь. Оранжевый и красный
цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает
кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные
цвета часто называют "кричащими".
Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового
центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.
Основные цвета имеют следующие характеристики.
цвета
|
возбуждающие
|
угнетающие
|
успокаивающие
|
красный
|
+
|
|
|
Оранжевый
|
+
|
|
|
Желтый
|
+
|
|
|
Зеленый
|
|
|
+
|
Голубой
|
|
|
+
|
Фиолетовый
|
|
+
|
|
Темно-серый (тон)
|
|
+
|
|
Черный (тон)
|
|
+
|
|
Желто-коричневый (охра) цвет кажется сухим, зеленовато-синий
(кобальт) - влажным, розовый - слащавым, красный - теплым, оранжевый
- кричащим, фиолетовый - тяжелым, желтый - легким. Это действие
цвета вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при
раздражении другого.
Ниже приводятся основные характеристики кажущегося воздействия цветов.
Белый
|
легкий
|
|
|
|
Желтый
|
легкий
|
теплый
|
сухой
|
|
Оранжевый
|
|
теплый
|
сухой
|
кричащий, громкий
|
Красный
|
тяжелый
|
теплый
|
сухой
|
кричащий, громкий
|
Фиолетовый
|
тяжелый
|
|
|
|
Синий
|
тяжелый
|
холодный
|
влажный
|
тихий, спокойный
|
Зеленый
|
|
прохладный
|
влажный
|
спокойный
|
Голубой
|
легкий
|
|
влажный
|
тихий, спокойный
|
Коричневый
|
тяжелый
|
теплый
|
влажный
|
|
Черный
|
тяжелый
|
|
сухой
|
|
При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях,
которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние
очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.
Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет
ни призвука ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно
действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении
в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При
добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более
серьезным, вдумчивым. С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет
его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы
употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет
Достоевского). Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится
синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к
чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный
до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым
синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и
безразличным, как голубое небо. И становясь светлее все более беззвучный, пока
не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.
Часто белый тон определяется как "некраска". Он есть как бы символ
мира где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует
белый тон на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а
наоборот полное возможностей. Черный тон, наоборот, воздействует как нечто без
возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего. Равновесии белого и
черного рождает серое, естественно серый тон не может дать ни движения, ни
звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера
чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим.
Поэтому серый тон - это безутешная неподвижность.
Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует
внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако,
легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри
себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении
цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не
способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает
активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание
желтого, но постоянно сохраняет серьезность.
Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько
болезненно, как нечто погашенное и печальное.
Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и
зависит, также от социального фактора. На основании социологических
исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения
предпочтительности:
голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый
- оранжевый - коричневый - черный.
Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от
различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику
того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем
этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от
приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с
некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с
огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом,
лугами. Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т.е. каждому
цвету сопоставляется музыкальная нота. Это явление невозможно точно описать для
каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека, который стал бы
искать впечатления от ярко-желтого на басовых клавишах рояля.
Символика цвета. Символика цвета опирается на объективные особенности психики,
на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое - весна,
пробуждение, надежда; синие - небо, чистота; красное - огонь, кровь; желтое -
солнце, жизнь; черное - темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка
имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими,
религиозными и эстетическими воззрениями. Как правило, синий цвет обозначает
мышление, желтый - интуицию, красный - волнение, зеленый - функцию восприятия.
Но бывает, так что в одном и том же цвете совмещаются противоположные значения,
например, желтый - женственности и измена. С другой стороны одному и тому же
абстрактному понятию соответствуют различные цвета; ЛЮБОВЬ - материнская -
белый, к Богу - синий, к себе - желтый, к любимому - красный, к другу -
зеленый, секс - черный. Это можно сказать про максимально насыщенные цвета,
т.к. при изменении цвета его символика тоже меняется, так, например красный -
активность, страсть при добавлении белого становится розовым, что символизирует
нежность. С добавлением черного получается бордовый, который имеет
"аморальный" символический смысл. Самое торжественное сочетание - это
белый, красный и позолота. Постоянны и канонизированы значения цветов в
геральдики.
|